среда, 17 ноября 2010 г.

Работа официантом на круизных лайнерах. Как это?

Текст Александр Прокопчук



Знание английского языка, опыт и возраст до 30 лет – такие требования являются главными для работы официантом на круизном лайнере. Романтика жизни моряка, деньги, которые не тратишь, а только зарабатываешь, повидать другие страны – вот мотивация для молодых, ищущих приключений, людей.

Помочь в трудоустройстве на круизные лайнеры могут специальные морские агентства, с офисами, располагающимися в портовых городах. Для набора сотрудников до начала навигации, операционные менеджеры круизных компаний приезжают в эти города и проводят собеседования в офисах морских агентств. Такие интервью ничем не отличаются от обычных наших собеседований, разве что общение происходит на английском языке.

Если претендент набрал достаточно количество баллов по квалификационному листу, его отправляют на медицинское обследование. Документы (паспорт моряка, сертификаты курсов по выживанию на водах) и мед. комиссию, сотрудник оплачивает самостоятельно. Дополнительно может понадобиться оплатить шенгенскую визу, если придется следовать на место стоянки судна, через Евро Союз. Дорогу из столицы страны, в которой проживает сотрудник, в порт назначения и обратно, круизная компания оплачивает полностью. С момента встречи в аэропорту и до момента прощания там же, компания несет ответственность за своих работников.

Прибыв на судно, в независимости от того, какая была тяжелая дорога, сотрудники сразу приступают к работе. Старший официант проводит инструктаж: определяет станцию в ресторане для вновь прибывших официантов, ориентирует, где можно взять униформу и бейджи, а также возлагает дополнительные обязанности, которые необходимо выполнять помимо основной работы.

На следующий день, новичков ждет встреча с офицером по безопасности, который выдаст каждому, под роспись, спасательный жилет и расскажет об особенностях технической и пожарной безопасности на корабле.

Не смотря на то, что пассажиров на судне еще нет, работы уже достаточно много. Основная цель подготовки корабля к судоходству – это его загрузка провиантом и уборка. Уборкой занимаются, как правило, каждый, отвечая за свой, закрепленный за ним, участок. А вот погрузку провианта производит исключительно мужская половина экипажа. Во многих компаниях, для тяжелой работы, сотрудникам выдаются атлетические пояса, которые сохраняют спину от смещения позвонков.

При первой посадке пассажиров на борт, в зависимости от распределения обязанностей, некоторых официантов отсылают провожать гостей к каюте и нести их багаж. Эту работу рядовые сотрудники всех департаментов судна любят из-за неплохих чаевых.


Итак, лайнер заправлен, загружен и на его борту пассажиры. Круизы могут длиться от 1,5 до 10 суток. За полный их цикл официант обслуживает одних и тех же пассажиров, которые будут прикреплены метрдотелем к его станции, во время посадки на борт.

В распорядке дня на лайнере предусмотрено три приема пищи для пассажиров: завтрак, ланч и ужин. Официант, чтобы подготовиться к работе должен проснуться в 5 утра, за час до начала завтрака. Такой ранний подъем понадобится особенно на лайнерах тех компаний, в которых как минимум шестиместные каюты, а умывальник в них один.

Завтрак длится до 11 часов, после чего у официанта есть 45 минут перерыва, который он тратит на уборку станции и, если повезет, на получасовой сон. Многие официанты чтобы сэкономить время на переодевании, ложатся спать в униформе. Без 15 минут двенадцатого необходимо снова быть в ресторане, чтобы успеть подготовиться к ланчу, который начинается в 12:30 и длится до 15:00.


Убрав свою территорию, официанты могут быть свободны до 18:00. Ужин начинается в 19:00. Вечером гарсоны переодеваются в другую униформу, если с утра это были жилетки, то вечером они работают во фраках. Заканчивается ужин в 22:00, а после этого экипаж полностью свободен до утра. Редко кто использует это время на сон. В основном, сотрудники посещают ночные клубы портового города.

Сначала, такой режим кажется немыслимым и в первые два месяца очень хочется спать, но потом приходит понимание того, что из-за сна можно пропустить много новых впечатлений от стран, их городов и нравов.

Круизный лайнер, хотя и, по разряду, относится к гражданскому флоту, все же имеет строгую иерархическую структуру и жесткую дисциплину. В большей мере это проявляется на учебных тревогах. Безопасности судна уделяется особое внимание, поэтому они проводятся каждую неделю. У каждого члена экипажа, независимо от судовой роли, есть свои обязанности во время предположительного крушения корабля или пожара на нем (не доведи Господь). На тренировках по безопасности, они проходят, когда пассажиров на борту нет, члены экипажа повторяют принципы спасения на водах, которые должен знать каждый моряк.

Как в экстренных случаях, так и в обычном режиме работы судна, приказания (именно приказания) надо выполнять, особенно если они исходят от непосредственного начальника. Капитан корабля – это самый старший офицер, который имеет абсолютную власть на судне, так как на борту его судна даже владелец компании подчиняется всеобщей дисциплине. Но главнокомандующий не имеет право отдавать распоряжение рядовому экипажу, минуя их непосредственного начальства, в случае ресторана это метрдотель и старший официант.

В требования к отношениям между сотрудниками входит обязательное уважительное общение. Если двое сотрудников, не поделив что-либо, подерутся, обоих отправляют домой за свой счет. Наверное, поэтому даже, когда возникает ссора между представителями разных национальностей, все фразы диалога начинаются со слов «my friend» (мой друг), дабы добрыми словами ограничить возможность рукоприкладства.

За отказ подчинятся приказу, явку на работу в нетрезвом состоянии, воровство, сотрудника могут отправить домой за свой счет и больше не пригласят работать в эту компанию. За все остальные провинности выписывают предупреждение. Когда их количество достигает трех штук, сотрудника списывают с корабля и при следующем наборе экипажа в эту компанию, ему придется долго объяснять что к чему. Очень многие сотрудники за полугодовой контракт получают как минимум одно письменное предупреждение.

Экипажи на судах многонациональные. В греческих компаниях большая часть состава арабы, остальные же это филиппинцы, румыны, болгары, украинцы, балийцы, мьянма и греки, редко встречаются поляки, чехи, словаки и грузины. В американских и британских компаниях арабов нет, на первом месте по численности там филиппинцы.

В целом порядки и взаимоотношения на круизных лайнерах ни чем не отличаются от наших устоев. Как и в любых коллективах на судне любят работать с расторопными и честными людьми. Главное отличие наших ресторанов и корабельных заключается в интенсивности работы. Думать и действовать надо быстро, а иначе пассажиры оставят неудовлетворительные отзывы в анкете, которая обязательно попадет в руки метрдотеля. Главный же помощник в успешной работе официанта круизного лайнера – хорошее чувство юмора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий