Специально для журнала "Ресторанные ведомости"
Выпуск февраль 2013 года
Текст Прокопчук Александр
От повара к
шеф-повару.
«Мастер шеф»,
«Адская кухня», «На ножах» - это шоу, которые сегодня делают огромный вклад в
популяризации профессии повара. Герои этих программ Гордон Рамзи и Арам
Мнацаканов, с помощью какой-то матери и нервных маханий руками, показывают
чудеса организации работы не только кухни, но и ресторана в целом. В финале большинства
этих передач появляется победитель,
которого называют лучшим поваром и которому брезжит светлое поварское будущее.
Насмотревшись таких страстей, к нам приходят наивные молодые и не молодые люди,
которые заявляют, что хотели бы стать в будущем шеф-поварами, ну а на данный
момент они просто хорошо умеют готовить картофель по-французски. Как
говориться, плох тот солдат, который не хочет стать генералом, поэтому
стремления таких претендентов похвальны. Только вот немногих людей хватает
выстоять в трудностях и добиться признания как профессионала. Так что же
все-таки делают с бедными новичками, после чего они так быстро принимают очередное
волевое решение вместо шеф-повара лучше стать певцом или кинозвездой?
Страшилка первая: помощник повара.
Итак, как всегда
злой шеф-повар одобрил вашу кандидатуру, и вы завтра выходите на работу, но еще
не поваром, а его помощником.
Основное орудие
труда работников кухни это, конечно же, нож. Новички наивно полагают, что им
сразу выдадут именно этот инструмент, да и еще большого размера. Первое
разочарование – это когда помощнику повара вручают маленький ножик или
экономку. Понятное дело – такой инвентарь годится только для чистки овощей. Да,
именно с чистки овощей начинается великий путь постижения кулинарного
просветления!
Если помощник
повара очень быстро справляется с чисткой овощей и помывкой противней, то его
ждут великие дела. В тот же день ему поручают нашинковать капусту и не на
слайсере, а ножом и уже более внушительных размеров. Не смотря на тщательный
инструктаж по технике безопасности, многие девочки и мальчики не умеют и не
хотят правильно держать руки в процессе шинковки, поэтому кровопролитие в
первые дни почти неизбежно, а в очень редких случаях некоторые невнимательные «звезды»,
воображая себя японскими якудза, отрезают себе пальцы.
Страшилка вторая: повар холодного или горячего цеха.
Прежде чем
застращать прелестями работы повара холодного или горячего цеха, или как
по-доброму о них отзываются другие сотрудники ресторана - «холодный или горячий
повар», хотелось бы напомнить о заготовительном цехе. Данное подразделение не
часто встретишь в анналах производственных помещений ресторанов. Но бывают
огромные и богатые заведения, где есть отдельные сотрудники, которые днями
напролет только, то и делают, что чистят, разделывают и маринуют рыбу и мясо,
варят соусы и гарниры, чистят и нарезают особым способом овощи – и все это
называется заготовки. Просто в большинстве ресторанов, заготовщиками являются
сами же повара холодного, горячего и десертного цехов. Поэтому обсуждаемая нами
профессия становится от этого еще страшнее.
Итак, повышение
не заставило себя долго ждать и вчерашний пом. повара занимает место на станции
холодных блюд, а со временем и горячих. Кроме серьезного инвентаря у него
появляется возможность использовать не менее серьезное оборудование:
холодильник, морозильник, слайсер, соковыжималка, доступ к плите и
пароконвектомату, стол-нержавейка.
Повар только то и
делает, что ждет заказ из зала, но поскольку таковой может появляться с
большими интервалами, то много времени приходится заниматься всякой разной
«ерундой». В это понятие входят такие
процессы как заготовки, помощь поварам других цехов, выполнение поручений от
шеф-повара, участие в производстве полуфабрикатов.
Выглядит это
следующим образом: придя с утра на работу, вы обязаны проверить качество всех
продуктов, заготовок и полуфабрикатов. Обнаружив, к своему удивлению, что у вас
все пропало, вы должны все взвесить записать и списать при свидетелях, а потом
начать заниматься восполнением этого пробела. Конечно, порча продуктов это
плохо и в том, что это случилось, можете оказаться виноватым именно вы, как
повар, который должен был обеспечить правильность их хранения. Есть другая причина вашей занятости на целый
день, и она самая правильная – это бойкая торговля накануне. В обоих случаях
вам придется сначала написать закупку, а дождавшись продуктов, начать
восполнение заготовок и полуфабрикатов, чтобы во все оружие быть готовым к
заказу из зала. И если вы, не дай Бог, упустите что-то при составлении списка
закупки, то из-за вашей халатности какой-нибудь постоянный гость не получит
свое любимое блюдо. А это может обернуться скандалом не только для вас, но и
для всего ресторана в целом. А вы же ведь не хотите, чтобы были проблемы у
заведения?
Самая главная страшилка: шеф-повар.
Ура, ваша мечта
сбылась – вы «подсидели» шеф-повара! Теперь, казалось бы, полная свобода
действий, как у вольного художника, вы большой босс и теперь все вас боятся, а
вы в ответ никого. Но каково же большим
становится ваше разочарование, когда вам приходится сначала разработать
подходящее меню для вашего ресторана, обеспечить кухню надлежащего качества
продуктами, обучить поваров технологиям приготовления блюд, а потом все это не
продается и пропадает в холодильниках.
В жизни это
процесс выглядит на много «интереснее»… Новоиспеченные шеф-повара часто думают,
что их повысили из-за таланта жарить картошку по-французски не так как все, и
они начинают наполнять свое новое меню уже знакомыми всем «Цезарями»,
медальонами или чего хуже «салатиками по-царски», «закусочками к водочке».
Собрав коллекцию такого рода «изысков», великий шеф-повар горд тем, что его «a la cart» состоит из 100 страниц.
Наступает момент
обучения персонала премудростям приготовления всех этих блюд. Кто-то недопонял,
кто-то недослышал, у кого-то руки не из золота, а из другого места и… И
начинается работа по приготовлению «салатика по-царски», который триумфально
официант выносит в зал, а возвращает его через минуту со скандалом. И так бы
хотелось обвинить всех этих нерадивых поваров в переводе продуктов, но отвечает
за все про все уже не великий и не художник, а просто шеф-повар.
Бывают ситуации,
когда вредители повара разбрасывают, во время приготовления заказа, продукты по
всей кухне, а потом небрежно их собирают и засовывают в холодильник как
придется, что неизбежно приводит к огромным списаниям из-за порчи. А хозяин
ресторана, в конце месяца, недоуменно глядя в отчеты, спрашивает: «а почему
такое странное совпадение, что мы сделали кассу на 100 000 и продуктов на ту же сумму купили?». Конечно
же, великий и могучий шеф-повар обязан понести ответственность за создание
чудесного и главное «сверхприбыльного» производства в виде назидательного
«ай-я-яй» от собственника заведения.
Живой музыкальный коллектив в составе трёх человек (гитарист, клавишник и барабанщик). В репертуаре зарубежные произведения, современная музыка и ретро 70-90х. Высококачественная аппаратура, прекрасное звучание коллектива. Два профессиональных вокалиста. Предлагают свои услуги.
ОтветитьУдалитьМоя подруга когда -то работала в ресторане и рассказывала, что руководство, чтобы повысить посещаемость, приняло решение провести рекламную кампанию: раздавать информационные листовки в общественных местах. Как оказалось, это работает! : http://lilion.ru/info/listovki
ОтветитьУдалитьМоя подруга когда -то работала в ресторане и рассказывала, что руководство, чтобы повысить посещаемость, приняло решение провести рекламную кампанию: раздавать информационные листовки в общественных местах. Как оказалось, это работает! :[url=http://http://lilion.ru/info/listovki][/url]
ОтветитьУдалитьДа, но чтобы ресторан функционировал, он должен быть обеспечен недорогим но качественным оборудованием, а его найти ой как сложно. Но кое-что найти можно )) olegiya.com.ua
ОтветитьУдалить